107150, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49

8 499 160 16 72; 8 800 551 66 08 rumts@mggeu.ru

ДАЙДЖЕСТ — ВОПРОСЫ ИНКЛЮЗИИ

1 ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

3 ВОПРОСЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

 

1 ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ 2023

1.1
Утвержден «Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц»

В акте межведомственного взаимодействия отражена нормативно-правовая база и финансовые механизмы обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Документ предполагает ожидаемые результаты промежуточного характера на 2023 — 2027 годы и результаты на 2030 год. Так же документ содержит стратегию и виды взаимодействия министерств и ведомств на федеральном уровне в частности Минобра РФ, Минтруда РФ, министерств и ведомств на уровне субъектов РФ.
«Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц» (утв. Правительством РФ 10.04.2023 N 3838п-П8)

ДОКУМЕНТ

 

 

1.2
Внесены изменения в Правила предоставления сертификатов победителям чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»

Правила определяют порядок предоставления сертификатов победителям Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» и международных чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» на право получения дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей, приобретения специализированных технических средств реабилитации.
Среди инвалидов и лиц с ОВЗ проводятся чемпионаты по профмастерству «Абилимпикс». Скорректированы правила выдачи сертификатов их победителям.
В частности, уточнено, что исполнителем является АНО «Россия — страна возможностей». Предусмотрено создание сертификата в т. ч. в электронной форме в личном кабинете победителя на сайте «Абилимпикс». Кроме того, через личный кабинет можно будет подать заявление для внесения в реестр победителей сведений о выборе продавцов спецсредств реабилитации.
Посредством сертификатов победители смогут получить в т. ч. дополнительное образование по одной или нескольким дополнительным образовательным (профессиональным) программам.
Постановление Правительства РФ от 05.02.2022 N 119 (ред. от 06.05.2023)
«Об утверждении Правил предоставления сертификатов победителям чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

ДОКУМЕНТ

ИЮЛЬ -ОКТЯБРЬ 2023

1.3
Внесение изменений в Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

Постановление Правительства РФ от 28.09.2023 N 1590 «О внесении изменений в Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»
Квота приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных средств будет устанавливаться Правительством РФ не позднее 1 марта года приема на целевое обучение (06.10.2023).

ДОКУМЕНТ

2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ 2023

2.1
С 01.06.2023 вступают в силу изменения в Правила о признания лица инвалидом

С 01.06.2023 Правила будут регламентировать прохождения медико-социальной экспертизы, в том числе и в дистанционном формате – с помощью интернета. Воспользоваться таким форматом смогут граждане, которые не согласны с решением бюро медико-социальной экспертизы, намерены его обжаловать в вышестоящих учреждениях и пройти экспертизу повторно. В этом случае гражданин будет находиться в бюро по месту жительства, где ему предоставят техническую возможность общения со специалистами главного или федерального бюро медико-социальной экспертизы и прохождения повторной экспертизы.
Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. N 588 «О признании лица инвалидом»
положений пунктов 28, 36 и абзаца второго пункта 44 Правил в части проведения медико-социальной экспертизы дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, которые вступают в силу с 1 июня 2023 г.;
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2022 г. N 0001202204080035, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. N 15 ст. 2506
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 24 января 2023 г. N 77
Изменения вступают в силу с 7 февраля 2023 г.

ДОКУМЕНТ

2.2
План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года

В плане мероприятий содержаться положения о стратегии развития региональной системы дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, реализация мероприятий, направленных на стимулирование творческой деятельности учащихся детских школ искусств, создание благоприятных условий и внедрение образовательных программ, в том числе адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в п. 43 документа.
Документ содержит корректировку исполнителей и соисполнителей в лице министерств, ведомств и органов власти субъектах РФ. В частности: Минтруд России, Минцифры России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, исполнительной органы субъектов Российской Федерации. Изменены сроки получения ряда результатов на 2023-2024 годы.
Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 122-р (ред. от 14.03.2023)
«Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года».

ДОКУМЕНТ

2.3
Усиление прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов

Согласно приказу Генерального прокурора РФ №24 от 23.01.2018 г. » Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» прокуроры при осуществлении надзора за исполнением законов в следственных изоляторах, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры уголовно-исполнительной системы ФСИН России, будут планировать и проводить проверки соблюдения должностными лицами и иными сотрудниками пенитенциарных учреждений требований законодательства, регламентирующего обеспечение прав и законных интересов содержащихся в них заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы и принудительным работам, являющихся инвалидами.
Данный приказ свидетельство повышенного внимания к инвалидам. Обращения данной категории граждан находиться на особом контроле и являются одной из приоритетных задач Прокурату РФ. Важно только одно — инициатива от самих граждан данной категории в виде обращений.
Приказ Генпрокуратуры России от 23.01.2018 N 24 (ред. от 05.05.2023)
«Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов».

ДОКУМЕНТ

2.4
О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами

Законопроект № 197055-8
О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами
(в части установления ежемесячной выплаты в размере 15 000 рублей для неработающих граждан, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом с детства I группы, инвалидом I группы, за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет)
Пособия по уходу за нетрудоспособными предлагают связать с прожиточным минимумом. Согласно тексту законопроекта, ежемесячное пособие по уходу за любым нетрудоспособным в 2023 году предлагают установить на уровне 15 тыс. рублей с последующей ежегодной индексацией и правом на северные надбавки.
Законопроект в настоящее время рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом перенесено. На 31.05.2023 законопроект не рассматривался.

ДОКУМЕНТ

ИЮЛЬ-ОКТЯБРЬ 2023

2.5
Дополнительные выходные по уходу за детьми- инвалидами

Федеральный закон от 05.12.2022 N 491-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 06.05.2023 N 714
Приказ Минтруда России от 19.06.2023 N 516н

С 1 сентября 2023 года работники могут брать до 24 дополнительных выходных подряд для ухода за детьми-инвалидами. Один из родителей, опекун или попечитель может раз в год брать подряд до 24 оплачиваемых дней. Отдых не должен выходить за пределы общего числа дополнительных выходных, которые сотрудник не использовал для ухода за детьми-инвалидами в данном календарном году. То есть работник может не брать каждый месяц по 4 дополнительных выходных, а копить их, чтобы взять больше за один раз. График предоставления такого отдыха и срок подачи заявлений нужно согласовывать с работодателем.

ДОКУМЕНТ

2.6
Страховые взносы для предпринимателей, получающих пенсии по инвалидности

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 сентября 2023 г. N 03-15-05/89703 Об уплате страховых взносов ИП, медиаторами, нотариусами, занимающимися частной практикой, арбитражными управляющими, оценщиками, патентными поверенными и иными лицами, занимающимися частной практикой, получающими пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 23.08.2023, поступившее на официальный сайт Минфина России, по вопросу уплаты индивидуальными предпринимателями, медиаторами, нотариусами, занимающимися частной практикой, арбитражными управляющими, оценщиками, патентными поверенными и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее — лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой), получающими пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон N 4468-1), страховых взносов за себя и сообщает следующее.

Исходя из положений пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), плательщиками страховых взносов признаются, в частности, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.10.2022 N 42-П (далее — постановление Конституционного Суда N 42-П) подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 167-ФЗ), подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, часть четвертая статьи 7 Закона N 4468-1, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ признаны не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, в системе действующего правового регулирования возлагая на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, из числа пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом № 4468-1, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не устанавливают для них гарантий реализации пенсионных прав по достижении пенсионного возраста.
В связи с этим согласно постановлению Конституционного Суда N 42-П федеральному законодателю надлежало — исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на ее положениях, — внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из постановления Конституционного Суда N 42-П.
Во исполнение постановления Конституционного Суда N 42-П Федеральным законом от 13.06.2023 N 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 257-ФЗ) из числа страхователей и застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, определенных статьями 6 и 7 Федерального закона N 167-ФЗ, исключены лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1 и не вступившие добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекратившие такие правоотношения.
При этом Федеральный закон N 257-ФЗ вступил в силу 24 июня 2023 г. и не содержит положений, предусматривающих обратную силу.
Что касается предусмотренной пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 04.08.2023 N 427-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» нормы о распространении положений статьи 430 Налогового кодекса (об определении размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых плательщиками, являющимися получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1) на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года, то она применяется в отношении только тех плательщиков, которые на 01.01.2023 уже были исключены из числа страхователей и застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, то есть адвокатов (Федеральный закон от 30.12.2020 N 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Таким образом, учитывая, что лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой и получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом № 4468-1, не являются страхователями и застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию с момента вступления в силу Федерального закона N 257-ФЗ — с 24.06.2023, то они не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя также с 24.06.2023 и соответственно за периоды до 24.06.2023 обязаны уплатить за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в порядке, установленном статьей 430 Налогового кодекса, в том числе за период с 01.01.2023 по 23.06.2023 — в совокупном фиксированном размере, определенном пропорционально количеству календарных месяцев и дней в этом периоде.

ДОКУМЕНТ

2.7
Критерии, применяемые для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании

Приказ Минтруда России от 28.07.2023 N 606н «Об утверждении критериев, применяемых для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2023 N 75363)
Для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании оцениваются трудности, испытываемые инвалидом в выполнении задач и действий, необходимых для жизнеустройства в домашних условиях, и проблемы, возникающие при его вовлечении в жизненные ситуации, с учетом имеющихся ограничений основных категорий жизнедеятельности и степени их выраженности, указанных в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (нарушение автономии инвалида).
Оценка нарушения автономии инвалида производится при наличии 2 или 3 степени ограничения хотя бы одной из следующих основных категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, обучению и контролю за своим поведением.
Оценка нарушения автономии инвалида производится в соответствии с количественной системой оценки степени выраженности нарушения автономии инвалида. Нарушение автономии инвалида определяется путем опроса инвалида (его законного или уполномоченного представителя) с применением опросника.
От степени выраженности нарушения автономии инвалида зависит объем необходимых ему услуг по сопровождаемому проживанию, включающий тип периодичности предоставления таких услуг и их продолжительность в течение дня/недели, выраженную в часах.
Напомним, что Федеральным законом от 28.04.2023 N 137-ФЗ с 1 сентября 2023 года введены новые меры поддержки инвалидов, к числу которых отнесено сопровождаемое проживание.

ДОКУМЕНТ

2.8
Обновлены Правила обращения отдельных категорий граждан за предоставлением социальных услуг (07.10.2023)

Постановление Правительства РФ от 22.09.2023 N 1544 «Об утверждении Правил обращения отдельных категорий граждан за предоставлением социальных услуг и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства…
Речь идет о ветеранах боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах, о лицах, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категориях граждан.
Новые Правила в числе прочего учитывают положения Федерального закона от 24.07.2023 N 342-ФЗ, которым установлены особенности предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Также установлено, что заявления о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) и об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) могут подаваться в территориальный орган СФР:
— в электронном виде через единый портал госуслуг;
— через МФЦ при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органом, предоставляющим услугу, и МФЦ;
— лично в территориальный орган СФР;
— через организацию федеральной почтовой связи.

ДОКУМЕНТ

2.9
Установлен перечень документов, необходимых для назначения пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению гражданам, награжденным знаком «Житель осажденного Сталинграда»

Приказ Минтруда России от 04.08.2021 N 538н (ред. от 19.06.2023) «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения…
Для назначения пенсии необходимы документы (сведения) о том, что гражданин является инвалидом, а также о награждении знаком «Житель осажденного Сталинграда».
Награждение гражданина знаком «Житель осажденного Сталинграда» подтверждается удостоверением к такому знаку.
Также установлен перечень документов для подтверждения .
Для подтверждения обстоятельств, учитываемых при определении размера пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению гражданам, награжденным знаком «Житель осажденного Сталинграда», необходимы те же документы, что и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» или «Житель осажденного Севастополя».

ДОКУМЕНТ

3 ВОПРОСЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ 2023

3.1
Механизмы управления программами реабилитации и абилитации инвалидов

Письмо Минспорта России от 17.01.2023 г. № ОБ-03-07/510 «(о направлении методических рекомендаций)»
Минспорт России направил с письмом утверждённые методические рекомендации:
— приказ от 09.01.2023 № 1 «Об утверждении Методических рекомендаций «Восстановление здоровья и работоспособности граждан методами адаптивной физической культуры и спорта»»;
— приказ от 09.01.2023 № 2 «Об утверждении Методических рекомендаций «Разработка базовых методик по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами для тренеров, спортивного персонала, информационных материалов по вопросам безопасности занятий спортом для всех заинтересованных целевых аудиторий, включая спортсменов, тренеров, спортивный персонал, родителей спортсменов, руководителей спортивных организаций»»;
— приказ от 09.01.2023 № 3 «Об утверждении Методических рекомендаций «Реабилитация и абилитация инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта, в том числе детей-инвалидов».
Методические рекомендации содержат теоретический материал по основным организационным формам и механизмам управления программами реабилитации и абилитации инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов, и дают общее представление о моделировании программ адаптивной физической культуры и спорта для комплексной реабилитации и абилитации. В рекомендациях рассмотрена сетевая и кластерная модели планирования программ адаптивной физической культуры и спорта и применение 3 Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в руководстве реабилитацией инвалидов.

ДОКУМЕНТ

3.2
Размер компенсаций инвалидам за приобретение средств реабилитации

Минтруд РФ прорабатывает вопрос перехода на новую методику по определению размеров компенсаций людям с инвалидностью за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации (ТСР).

В настоящее время идет процесс поиска перехода на определение цены средств реабилитации по принципу справедливости. Второй вариант обсуждаемый Правительством РФ– выход на средневзвешенные цены, либо предлагается переход на сметную стоимость.
Вопросы находятся в моменте обсуждения и требуют отслеживания и внимания.

ДОКУМЕНТ

3.3
Уточнены сроки пользования некоторыми техническими средств амиреабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.06.2023 № 535н
«О внесении изменений в пункт 22 Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 марта 2021 г. № 107н»
(Зарегистрирован 28.06.2023 № 74017)

Уточнены сроки пользования некоторыми техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями
Указанные сроки утверждены приказом Минтруда от 5 марта 2021 г. N 107н.
Настоящим приказом скорректированы сроки пользования абсорбирующим бельем и подгузниками. В графе «Сроки пользования» слова «Не более 8 часов (при синдроме полиурии — не более 5 часов), в том числе для детей в возрасте от 0 до 3 лет — не более 8 часов, от 4 до 7 лет — не более 6 часов, от 8 до 18 лет — не более 5 часов» заменить словами «Не более 8 часов при выраженных нарушениях пищеварительной системы и/или мочевыделительной функции, не более 6 часов при значительно выраженных нарушениях мочевыделительной функции, в том числе при синдроме полиурии — не более 5 часов. Для детей в возрасте от 0 до 3 лет — не более 8 часов, от 4 до 7 лет — не более 6 часов, от 8 до 18 лет — не более 5 часов».

ДОКУМЕНТ

3.4
Законопроект № 68935-8 О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в части расширения перечня технических средств реабилитации инвалидов)

В настоящее время перенесено рассмотрение законопроекта в соответствии с регламентом Государственной думы от 19.04.2023.
С учетом изменений в перечень дополнительно включаются вспомогательные электронные средства ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом.
В данный актуальный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду, входят: — трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни; — кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные; — протезы и ортезы; — ортопедическая обувь; — противопролежневые матрацы и подушки; — приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов; — специальная одежда; — специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения; — собаки-проводники с комплектом снаряжения; — медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; — сигнализаторы звука световые и вибрационные; — слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления; — телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами; — телефонные устройства с функцией видеосвязи, навигации и с текстовым выходом; — голосообразующие аппараты; — специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники); — абсорбирующее белье, подгузники; — кресла-стулья с санитарным оснащением; — брайлевский дисплей, программное обеспечение экранного доступа.

ДОКУМЕНТ

3.5
Законопроект № 390962-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»

В части содержательных изменений предлагаются следующие положения:
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее – Закон Российской Федерации № 3612-I)
Законопроектом дополняется понятийный аппарат Закона Российской Федерации № 3612-I, а именно вводится понятие «социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов», под которым предлагается понимать — комплекс мероприятий, направленных на включение инвалидов (в том числе детей-инвалидов) в творческую деятельность, обеспечивающую реализацию культурных, а также экономических потребностей инвалидов в соответствии с их интересами и способностями, в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
На органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления возложить обязанность по созданию условий для организации социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов) с использованием всех видов творческой деятельности в соответствии с интересами и способностями инвалидов, направленной на реализацию их культурных потребностей и интересов, в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество. С целью развития указанного положения, Минкульт России и Минтруд России разработают порядок создания условий для организации социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов).

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ)
В зависимости от структуры и степени нарушения функций организма и ограничений жизнедеятельности в целях применения наиболее эффективных подходов к устранению или компенсации нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности для оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов законопроектом предлагается устанавливать целевую реабилитационную группу (несколько целевых реабилитационных групп при сочетании различных нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности).
В целях профилактики инвалидности в рамках обеспечения социальной защиты инвалидов детям от рождения до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям законопроектом предлагается предоставлять раннюю помощь.
Законопроектом дается определение ранней помощи и ее содержание.
Ранняя помощь детям и их семьям — комплекс услуг, оказываемых
на междисциплинарной основе детям от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности), имеющим ограничения жизнедеятельности либо ограниченные возможности здоровья с риском развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию таких детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование среды жизнедеятельности, позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц с целью комплексной профилактики формирования или утяжеления детской инвалидности. Примерные требования к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положение об организации и осуществлении ранней помощи детям
и их семьям утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации.
Стандарты услуг по оказанию ранней помощи будут утверждаться федеральными органами власти. Содержание указанных стандартов и перечень органов власти будет определяться Правительством Российской Федерации.
Законопроектом даются следующие определения:
«комплексная реабилитация и абилитация» — оптимальное для каждого инвалида сочетание мер по основным направлениям реабилитации и абилитации, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в целях социальной адаптации инвалида, в том числе достижение ими материальной независимости и интеграции в общество;
«реабилитационные организации» — организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность по одному или нескольким основным направлениям реабилитации (абилитации). Примерные требования к организации деятельности реабилитационных организаций будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
«целевые реабилитационные группы инвалидов» — группы инвалидов, объединенные в зависимости от структуры и степени нарушения функций организма и ограничений жизнедеятельности в целях использования наиболее эффективных подходов к устранению или компенсации нарушений этих функций и ограничений жизнедеятельности при оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
Законопроектом определен перечень услуг, которые могут оказываться в рамках комплексной реабилитации и абилитации: протезно-ортопедическая помощь; протезирование; ортезирование; слухопротезирование; профессиональная реабилитация и абилитация; профессиональная ориентация; производственная адаптация; социальная реабилитация и абилитация; социальная-средовая реабилитация и абилитация; социально-педагогическая реабилитация и абилитация; социально-психологическая реабилитация и абилитация и другие.
Стандарты предоставления услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти. Содержание указанных стандартов и федеральных органов власти будут определяться Правительством Российской Федерации.
Корреспондирующие изменения внесены в понятие «индивидуальной программы реабилитации и (или) абилитации».
Расширен перечень полномочий федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов в сфере реабилитации и абилитации инвалидов, в частности к их компетенции предлагается относить:
— определение показаний в индивидуальной программе реабилитации и (или) абилитации инвалида для предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и критериев оценки результатов предоставления указанных услуг;
-определение перечня целевых реабилитационных групп и критериев отнесения к ним лица, признанного инвалидом.
Расширен перечень полномочий исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации:
— размещают в федеральном реестре инвалидов сведения о реализации индивидуальной программы реабилитации и (или) абилитации инвалида;

Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Дополнен понятием физическая реабилитация и абалитация — комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) нарушенных (отсутствующих) функций организма человека и способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Законопроектом предусматривается, что типовые дополнительные профессиональные программы в области медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи и сопровождаемого проживания инвалидов утверждаются Минтрудом России.
Корреспондирующие изменения внесены в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Положения законопроекта, в случае его принятия вступят в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением отдельных положений:
с 1 сентября 2027 года вступят в силу положения, касающиеся предоставления информации инвалидам с интеллектуальными нарушениями.

ДОКУМЕНТ

ИЮЛЬ-ОКТЯБРЬ 2023

3.6
Оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем по видам спорта инвалидов

Приказ Министерства спорта РФ от 26 сентября 2023 г. N 681 «Об утверждении Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем по видам спорта инвалидов»
Табель оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем по видам спорта инвалидов (далее — Табель) определяет номенклатуру и необходимое количество оборудования, инвентаря и других спортивно-технологических средств на спортсооружениях, предназначенных для проведения массовых занятий по физической культуре и спорту, для учебно-тренировочного процесса и соревнований, культивируемых в России среди адаптивных видов спорта (спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт глухих, спорт слепых, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, футбол лиц с заболеванием ЦП).
Номенклатура и необходимое количество оборудования, инвентаря и других спортивно-технологических средств для каждого вида спорта приняты в соответствии с действующими в период разработки Табеля правилами соревнований, правилами видов спорта инвалидов, федеральными стандартами спортивной подготовки по соответствующим видам спорта, современной методикой организации и проведения учебно-тренировочного процесса, а также рекомендациями общероссийских спортивных федераций по видам спорта инвалидов.
Количество оборудования, инвентаря и других технологических средств в перечнях по видам спорта рассчитано на одно специальное по данному виду спорта спортивное сооружение, соответствующее размерам строительных норм, нормам единовременной пропускной способности, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам проведения соревнований по видам спорта инвалидов. В отдельных случаях перечни по видам спорта (в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки) составлялись из расчета необходимого количества спортивных изделий на одну тренирующуюся группу или учебную группу спортсменов-инвалидов.
В Табель включены оборудование и инвентарь, предназначенные для экипировки (по предложению общероссийских спортивных федераций) и личной гигиены спортсменов-инвалидов, общее хозяйственное оборудование и оборудование медико-биологического и научно-методического обеспечения, в том числе столы и стулья для медицинского персонала, обязательного при проведении соревнований по всем видам спорта.
Для Табеля разработаны и внесены перечни как для видов спорта среди инвалидов, входящих во Всероссийский реестр видов спорта, утвержденных Министерством спорта Российской Федерации (приказ от 6 февраля 2023 г. N 72256).

ДОКУМЕНТ

3.7
О межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по спорту глухих на 2023 год

Изменение в Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по спорту глухих на 2023 год. Номер-код вида спорта: 1140007711Я (утв. Министерством спорта РФ и Общероссийской общественной организацией инвалидов «Общероссийская спортивная Федерация спорта глухих» 8 сентября 2023 г.)
Спортивные соревнования проводятся с целью развития спорта глухих в Российской Федерации.
Задачами проведения спортивных соревнований являются:
а) выявление сильнейших спортсменов для формирования списка кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации;
б) отбор спортсменов в спортивные сборные команды Российской Федерации для подготовки к международным спортивным соревнованиям и участия в них от имени Российской Федерации;
в) подготовка спортивного резерва.

Запрещается оказывать противоправное влияние на результаты спортивных соревнований, включенных в настоящее положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях.
Запрещается участвовать в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 части 4 статьи 26.2. Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

ДОКУМЕНТ

3.8
Об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья

Постановление Правительства РФ от 15.05.2006 N 286 (ред. от 21.07.2023) «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья…

Внесены изменения в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Предусмотрена возможность подачи заявления о компенсации с использованием единого портала госуслуг. В случае подачи заявления с использованием единого портала госуслуг застрахованное лицо (его доверенное лицо) представляет электронные образы документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению застрахованным лицом отдельных видов медицинской и социальной реабилитации. Страховщик проверяет достаточность и достоверность сведений, содержащихся в заявлении и электронных образах документов, поданных с использованием единого портала госуслуг.
Решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица будет приниматься в течение 5 рабочих дней (ранее — 10 дней), решение об оплате расходов на медицинскую помощь — в течение 2 рабочих дней (ранее — 3 дней).
Страховщик оплачивает расходы на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий не позднее 5 рабочих дней с даты принятия решения об оплате.
Компенсация за ремонт протеза, протезно-ортопедического изделия, ортеза, технического средства реабилитации за счет собственных средств будет осуществляться в течение 10 рабочих дней (ранее — месяца).

ДОКУМЕНТ