107150, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49

+7 (499) 780-48-45 rumts@mggeu.ru

Обучающий семинар «Волонтерское сопровождение для лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе приемной кампании в образовательном учреждении высшего образования» состоялся на базе РУМЦ МГГЭУ 15 июня 2018 года

Обучающий семинар «Волонтерское сопровождение для лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе приемной кампании в образовательном учреждении высшего образования», состоялся на базе РУМЦ МГГЭУ 15 июня 2018 года для волонтеров и сотрудников приемной комиссии вузов региональной партнерской сети. Семинар был организован в интерактивной форме и включал тренинговые упражнения, формирующие практические навыки взаимодействия с абитуриентами, имеющими инвалидность и ОВЗ.

МГГЭУ с 1992 года ведет прием абитуриентов с инвалидностью, значительная часть которых имеет нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), в том числе пользуется креслом-коляской. За десятилетия плодотворной деятельности по обеспечению доступной образовательной среды, университетом накоплен богатейший опыт, которым представители РУМЦ МГГЭУ поделились с участниками семинара.

Семинар открылся приветствием и докладом проректора МГГЭУ по организации образовательной деятельности, кандидата философских наук, доцента Ковалевой Марии Александровны. Во время своего доклада Мария Александровна рассказала сотрудникам и волонтерам приемных комиссий вузов-партнеров о специфике приемной кампании для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ и ответила на вопросы о том, как разрешать типичные затруднения, которые могут встречаться во время приемной кампании в инклюзивных вузах.

Вторая часть семинара была посвящена подготовке волонтеров и сотрудников приемной комиссии к непосредственному взаимодействию с абитуриентами, имеющими инвалидностью и ОВЗ. Ведущая – и.о. начальника отдела социально-психологической и профориентационной работы МГГЭУ, кандидат психологических наук Цыганкова Мария Николаевна, в своей презентации проанализировала уровни взаимодействия абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ с образовательной средой инклюзивного вуза, первичным «звеном» которого выступают компетентные волонтеры. Участникам было предложено изучить, на каких этапах приемной кампании рекомендуется волонтерское сопровождение и какими компетенциями должны обладать волонтеры. По результатам выполнения практических заданий волонтеры и сотрудники приемных комиссий вузов региональной партнерской сети РУМЦ МГГЭУ оценили волонтерские компетенции друг друга по методу «Оценочного листа волонтера».

Во время семинара участники также познакомились с общими правилами взаимодействия и построения контакта с абитуриентами, имеющими инвалидность и ОВЗ и частными правилами работы с отдельными «клиентскими группами». Например, углубленно были представлены правила работы с абитуриентами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи, слуха и зрения. Знания были сразу же закреплены тренинговыми упражнениями, формирующими навыки коммуникации при разрешении проблемных ситуаций, вероятных при волонтерском сопровождении приемной кампании в инклюзивном вузе. Участники были ознакомлены с перечнем материалов, которые должны знать волонтеры, а во время обсуждения получили возможность поделиться своим опытом волонтерского сопровождения приемной кампании. Были рассмотрены примеры позитивного и негативного опыта, даны рекомендации по его совершенствованию. По результатам «обратной связи» участники выразили благодарность и готовность сотрудничества.

В заключение участников ожидала практическая часть семинара с участием волонтеров: студентов МГГЭУ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и пользующихся креслами-колясками. Волонтеры обучили участников наиболее полезным и проверенным на практике навыкам вождения кресел-колясок. Участники смогли попрактиковаться в сопровождении человека, пользующегося креслом-коляской, в различных ситуациях: при пользовании пандусом, подъеме по ступеням, преодолении порогов, бордюров и крутых пандусов. Помимо практических компетенций, они также смогли получить «заряд мотивации» во время общения с участниками инклюзивного волонтерского движения МГГЭУ. На примере уверенных в себе, образованных и коммуникабельных волонтеров, участники убедились в том, что с поступлением в инклюзивный вуз перед молодыми людьми с инвалидностью открываются широкие перспективы самореализации, профессионального роста и социальной активности!